Болонский процесс - Київський економічний інститут менеджменту

Болонский процесс

Исторической датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999, когда представителями 29 государств была подписана Болонская декларация. Декларацией было начато решение государств-участников о начале добровольного процесса создания единой европейской среды высшего образования.

Однако предыстория возникновения Болонского процесса достигает 1954, когда была подписана Европейская образовательную конвенцию, в которой отмечается необходимость поощрения граждан всех государств к изучению языков и истории других стран и общей для них культуры.

Идеи образовательно-культурного объединения европейских стран в целом и университетов в частности получили свое продолжение в Великой Хартии университетов (Magna Charta Universitatum), которая была подписанное ректорами 388 университетов и стала финальным результатом предложения, адресованного Болонским университетом в 1986 году всем старейшим европейским университетам.

Великая Хартия, проект которой был создан в январе 1988 года в Барселоне, была подписана в Болоне 18 сентября 1988 во время празднования 900-й годовщины Болонского университета, считается старейшим университетом Европы.

Великая Хартия опирается на фундаментальные ценности европейских университетских традиций, однако способствует укреплению связей между высшими учебными заведениями во всем мире, привлекая к процессам, начатых в ней, неевропейские университеты.

На сегодня к Великой Хартии присоединилось 530 университетов, среди которых 30 украинских.

В мае 1998 году министрами образования четырех европейских стран - Германии, Франции, Италии, Великобритании - было подписана Сорбонская декларация о гармонизации и создании европейской системы высшего образования. Целью декларации было начало общих положений стандартизации высшего образования на европейском пространстве, где нужно создать условия для мобильности всех участников образовательного процесса и обеспечить уровень образования в соответствии с квалификационными требованиями рынка труда.

Главная идея заключалась в создании единого европейского пространства высшего образования, которая должна стать значительным толчком для развития личности, развития общества, развития цивилизаций. Главными составляющими процесса является обеспечение мобильности всех участников образовательного процесса, как на уровне студентов, выпускников, так и на уровне профессионального персонала в направлении повышения квалификации. Иными словами, речь идет об обеспечении мобильности относительно участия в образовательном процессе во времени (независимо от времени), в пространстве (независимо от местонахождения), в течение всей жизни (независимо от возраста).

Идеи Сорбонской декларации поддержали 29 стран, в результате чего в 1999 году была подписана Болонская декларация.

Болонская декларация предусматривает создание единой европейской зоны высшего образования, а также активизацию европейского высшего образования в мировом пространстве.

Декларация содержит семь основных положений:

1.Принятие единой системы сравнения степеней высшего образования.

2.Введення двухступенчатого обучения: предварительная степень - undergraduate и выпускной степень-graduate. Вторая степень должна приводить к получению уровня магистра или доктора.

3. Введение единой зачетной системы трудоемкости с целью создания условий для пространственной мобильности студентов - система кредитов. Такая система должна также обеспечить право студентов на выбор дисциплин. За основу предложено принять ECTS (European Credit Transfer System), которая должна быть накопительной и действовать в течение всей жизни.

4.Развитие мобильности студентов и преподавателей. Установление стандартов транснационального образования.

5.Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества разработки сравнительных критериев и методологий.

6. Введение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

7.Содействие в создании единых европейских взглядов и подходов к высшему образованию.

Страны присоединяются к Болонской системе на добровольной основе путем подписания соответствующих деклараций, у которых они берут на себя определенные обязательства, касающиеся действий по реформированию национальных систем образования в соответствии с положениями Болонской системы.

Сегодня участниками Болонского процесса является 47 стран мира. В процессе задействованы все страны-члены Европейского Союза.

Украина присоединилась к Болонской системе в 2005 году.